Обычно счастье приходит к счастливому,
а несчастье — к несчастному.
Франсуа де Ларошфуко

С Т А Т Ь И - В клетке стереотипов или издержки воспитания. Часть 2

Во власти иллюзий

[an error occurred while processing this directive]

Поиск по сайту

 


В клетке стереотипов или издержки воспитания. Часть 2

В предыдущей статье мы попытались разобраться в том, какое влияние на нашу повседневность оказывает мышление, зажатое в мощные тиски стереотипов. И самое главное, что основой воспитания детей, чаще является то, что иллюзорно и изменчиво. Общественные устои, общественная мораль - то, что меняется от поколения к поколению - является главным предметом воспитания как в детсадике, так и в школе. А вот вечные истины, нерушимые законы вселенной не преподаются ни там и ни там. Хотя в некоторых странах эта проблема уже поднимается. Да и сами родители, в основном, пытаются как можно скорее запихнуть ребенка в тот же батискаф стереотипов, из которого не в состоянии выбраться сами. "Ты же мальчик, будущий мужчина", "Ты же девочка, как тебе не стыдно". У нас собственные идеалы, собственные представления о том, каким должен быть мальчик или девочка. И этот идеал мы пытаемся выстругать (как папа Карло из полена) из нашего ребенка. Половые признаки ребенка проявятся сами. Душа беспола, пол имеет тело. Но душа проявляется в этом мире через определенное тело, поэтому для нее легче реализовывать себя с учетом специфики тела, контактируя с окружающей средой через ИНЬ или ЯНЬ. Если на детское сознание не оказывать никакого давления, все процессы должны протекать естественным путем. Но если какие-либо процессы попытаться ускорить и начать подталкивать их, можно получить совершенно обратный эффект.
Дети очень не любят, когда им что-то навязывают и принуждают к чему-то. И сила сопротивления может заставить течь процессы в обратном направлении. Если мальчику в детстве постоянно напоминать, что он должен быть мужчиной, он может с возрастом возненавидеть мужскую природу и ему, вдруг, захочется стать женщиной.
Если ребенок в потенциале сильная личность, то его психика "упругая". Любое принудительное воздействие на такую психику вызывает обратную реакцию. Если мяч не трогать, он не обладает никакой энергией - его сила находится в покое. Но если мяч сдавить - он начинает обладать потенциально-кинетической энергией, по направлению прямо-противоположной энергии сдавливания. Если отпустить руку, мяч, за счет силы упругости, приобретает первоначальную форму. Хотя, теоретически, за счет инерционных сил, он должен был расшириться в противоположную сторону. Также у сильной и уравновешенной личности, после определенного давления, психика и сознание возвращаются в первоначальное состояние. Но если ребенок психически не уравновешен и слаб характером, он может позволить более глубокое и длительное давление на свое сознание. Когда психика немного окрепнет, чтобы сопротивляться давлению, либо иссякнет энергия терпимости к давлению, включится накопленная кинетическая энергия, вкупе с проснувшейся потенциальной энергией. За счет мощи освобождения долго-подавляемых энергий и вследствие длительности самого процесса "искажения характера", когда точка равновесия, точка первоначального состояния характера попросту забыта, характер и психика индивидуума не остановятся в первоначальной форме, а уйдут дальше, в противоположном направлении. Человек не может быть долго не самим собой. Рано или поздно его эго взбунтуется. А если "бунт" не проявится наружу, то проявится вовнутрь - человек попросту загнется от болезней. Но если "бунт" пойдет в "правильном" направлении, человек, в спешном порядке, будет менять привычки, характер, мировоззрение. Вот только остановиться в нужном месте не сумеет, потому, как не знает где оно. Он слишком давно там не был. Поэтому обязательно проскочит это место и уйдет в противоположном направлении.
Поэтому очень важно, при воспитании ребенка, не давить на него. А если и давить, то лишь для тренировки характера. При этом все время помогать ему вернуться в изначальное состояние, помогать ему стать самим собой.

А, вообще, процесс воспитания - это обоюдный процесс. Ребенок воспитывает нас - мы воспитываем ребенка. Ребенок учит нас - мы учим ребенка. Мы передаем ребенку опыт пользования предметами обихода - ребенок передает нам опыт естественности и гармонии с природой. Мы обучаем ребенка законам сосуществования в обществе - ребенок обучает нас искусству быть самим собой. Чьи знания важнее - жирный вопрос. Я, со своей стороны, могу лишь сказать о равнозначности обоюдного процесса обучения. И максимальная польза от этого обмена извлекается в первые дни рождения ребенка. Она настолько велика, что не передается словами - это свободный взаимообмен энергиями (эмоциональными, ментальными). Держать младенца на руках и пытаться понять, чего он хочет - это и есть кульминация процесса воспитания. Далее, с ростом ребенка, сила и время "взаимовоспитания" снижаются с геометрической прогрессией. Но, как ни странно, наблюдая общую картину "Отцов и Детей", можно заметить совершенно обратные тенденции в процессе воспитания. Очень часто мужчины игнорируют первоначальный процесс воспитания детей (да и матери грешат этим нередко), мол он еще ничего не соображает, чему я его сейчас могу научить - вот подрастет, окрепнет, осмыслится - вот тогда и займемся его воспитанием. И в младенческом возрасте ухаживание за ребенком сводится лишь к удовлетворению его естественных потребностей - накормить, перепеленать (или еще хуже - сменить памперсы). А вот когда ребенок уже значительно подрастает и объем воспитания желательно сокращать до минимума и, зачастую, буквально, ограничивать ответами на вопросы, которые задает ребенок - вот тогда-то и начинается "воспитательный терроризм" - постоянные нравоучения, попытки переделать, перелепить, максимально подстроить под себя, а, в результате, попросту, подавить личность ребенка. А, вообще, основа, фундамент воспитания - это своевременно отвечать на все вопросы ребенка честно и максимально подробно. К сожалению, вследствие родительской лени и недальновидности, наиболее частым ответом на "тупиковые" вопросы является что-то типа "Рано тебе еще это знать, сейчас ты это не поймешь. Подрастешь сам все узнаешь и поймешь". Если бы родители уяснили одну простую истину - Ребенок созревает для ответа ровно тогда, когда задает сам вопрос и выслушать ответ с максимальным вниманием он готов именно тогда, когда задает вопрос - они могли бы избежать очень многих проблем, связанных с отсутствием взаимопонимания со своими детьми. Ответ он все равно будет искать - и найдет. И найдет, вполне вероятно, не в той форме, в какой хотелось бы родителям. Это касается не только "щекотливых" вопросов. Зачастую, объяснить значение того или иного слова настолько сложно, что мы даже не задумывались, что мы никогда не пытались объяснить это словами, мы просто чувствовали что оно означает - это просто зафиксировалось в нашем сознании в виде чувства, ощущения значения этого слова, которое мы приобрели с годами. Мы не держим в памяти значение слова в виде описания другими словами, мы держим его в виде ощущения того, что оно означает. Но, если мы всю жизнь пытались получать и передавать информацию посредством интеллекта - как передать ее с помощью чувств? Как научиться чувствовать и обмениваться чувствами? Кто легче и быстрее научит нас чувствовать и ощущать, быть сверхчувствительными и интуитивными? Мы учим ребенка мыслить, пользоваться мозгом - он учит нас чувствовать, пользоваться сердцем. Когда у человека мысль и чувства едины - в нем просыпается высшая интуиция, божественные озарения. Когда интеллект и чувства пытаются взаимоподавить друг друга - личность превращается в воинствующего и агрессивного "мавра".

Какой смысл навязывать детям собственные стереотипы, от которых, зачастую, мы не можем сами освободиться и являемся, по сути, просто рабами собственного ограниченного мышления. Как будто завидуя свободе своих детей, мы хотим посадить их в нашу собственную клетку.

Напоследок цитата на раздумье: -
"...Будда обычно говорил своим ученикам. "Не верь тому, что я говорю! Это мой опыт, но в тот момент, когда я говорю это тебе, это становится неверным, потому что для тебя, это не опыт. Слушай меня, но не верь. Экспериментируй, ищи, изучай. Пока ты сам не узнаешь, твое знание бесполезно; оно опасно. Знание, которое заимствовано, это препятствие"...".

Если мы будем учить своих детей так как Будда учил своих учеников ........





Автор проекта Дмитрий Павлий.    Перепечатка материалов сайта только с письменного согласия автора.