Все, что порождает в сердце страстное желание,
лишает его свободы.
Хазрат Инайят Хан:

С Т А Т Ь И - Тщеславие - дракон, пожирающий душу

Во власти иллюзий

НОВОСТИ
СТАТЬИ
ГОСТЕВАЯ
ФОРУМ
СТАРЫЙ ФОРУМ
ЧАТ
E-MAIL

Поиск по сайту

 


Тщеславие - дракон, пожирающий душу.

Что же такое тщеславие, или как его еще красиво называют - честолюбие. Хотя понятие чести - довольно высокое понятие, но, только, если оно формируется высшими, вечными законами. А когда понятия чести и достоинства зависят от общественных устоев, а по сути, просто от мнения толпы, то следование таким понятиям, я бы назвал, "духовным онанизмом". Это и есть то самое "жить по понятиям". Хотя, по-другому в джунглях и не выживешь. И когда законы чести гласят - "Если на тебя взглянули косо - брось ему перчатку", то тех, кто следуют этим законам, так сказать "живет по понятиям" называют "Честолюбивая личность". От одной такой "честолюбивой натуры" и пострадал знаменитый классик, чьему перу принадлежат актуальные для данной темы строчки - "И вот общественное мненье, пружина чести, наш кумир, и вот на чем вертится мир". Я, даже, слышал такое мнение, что мужчина без тщеславия - не мужчина. Может, я как-то по другому смотрю на мир, но когда я читаю - "мужчина, преисполненный достоинства" – мне, почему-то представляется самовлюбленный тип, обуреваемый тщеславием. Но, когда говорят - "достойно прожить жизнь" - мне представляется жизнь Будды, Магомета, Христа. Вообще, понятие "мужское достоинство" почему-то наводит меня на пошлые ассоциации. Но это, уже, мое сугубо личное восприятие словосочетаний. Так какую же пользу или вред несет нам наше тщеславие или честолюбие, а попросту - гордыня.

Гонятся за собственным тщеславием как пес за натянутым поводком - разве это не унижение для страждущей души. Разве в этом смысл жизни - доказывание другим, что не хуже, а в чем-то даже лучше их. Успех, свет рампы - разве все это можно менять на бесценное право, подаренное нам всевышним - быть самим собой.

Начнем с того, что все страхи и комплексы питаются именно отсюда. Как часто мы лишаем себя попытки предпринять какое-либо действие из-за страха неудачи. Даже такая мелочь, как подойти к понравившейся девушке, является для мужчины целым событием только из-за страха получить отказ. Хотя, теоретически, что меняется оттого, что нам отказали или, если бы мы вообще не подошли. И в том и в другом случае, мы просто не получили того, что хотели. Но, в случае попытки, мы, в любом случае, выигрываем. Во-первых, мы получаем шанс, и, если нам не отказали - выигрыш очевиден. В случае же отказа, мы приобретаем бесценный опыт, на основании которого в следующий раз у нас будет больше шансов. Если мы бездействуем - мы ничего не приобретаем, а только усиливаем свои комплексы и лень. Одна из причин лени - именно страх неудач (хотя есть много и других причин). Отказываемся от попытки мы, чаще всего потому, что проигрыш, отказ так больно режет по нашему самолюбию. Когда толстую кору самомнения начинают сдирать кусок за куском - это все равно, что снять кожу с живого человека. Если бы нам предложили - "перепрыгни через эту ямку - получишь конфетку, а не перепрыгнешь - мы снимем с тебя кожу, с живого" - вряд ли бы кто из нас согласился бы - слишком велика цена потери. То же самое для людей с завышенным самомнением. Такие совершают попытки, только при 100% уверенности в успехе. Бездействие для них - защита от боли. Причем речь идет не о том бездействии, которое практикуют йоги, чтобы достичь успеха в медитации и концентрации. Йоги, в первую очередь культивируют бездействие сознания, отказ от желаний. По своему опыту, скажу, что от желаний легче всего отказываться, лишь расходуя их. Если в течение определенного промежутка времени идти на поводу у своего желания (пусть это будет даже 1-3 года), то через какое-то время желание исчерпает себя, возникнет ощущение пресыщения, пустоты. Вот это и есть состояние свободы, точка равновесия - когда никуда не тянет, ни в ту, ни в другую сторону. В этот момент главное правильно заполнить эту пустоту. Просто переключить внимание на духовное, на вечное, на источник, на целостность и единство всего сущего. Если, в этот момент помедитировать и испытать ощущение полета, нам будет, с чем сравнить, когда желания, после небольшой передышки вернутся вновь. Чтобы стремиться к свободе от желаний, надо знать, как выглядит эта свобода. Если человек внешне спокоен, но внутри обуреваем желаниями - это гораздо хуже, чем тот, кто «кружится», но внутри спокоен, "как танк".

И тщеславие мешает нам реализовать желания в полной мере - оно парализует наши действия. Постоянно гнетущая мысль - "Как мы выглядим со стороны" - как усмирительная рубашка сковывает все наше существо. Все наши таланты (а каждый, несомненно, обладает какими-либо талантами) теряют свою ценность, силу и красоту, пропитавшись тщеславием. Аналогично, как одежда теряет свое удобство и красоту, если ее пропитать отработанными отходами нефтепродуктов.
Мы, чаще, не будем делать на людях чего-либо, если рядом есть тот, кто делает это лучше. Если кто-то рядом хорошо танцует, то нам уже и танцевать не хочется. Но мы будем танцевать легко и непринужденно в обществе, где все плохо танцуют.
Даже сексуальной близостью тщеславие мешает насладиться в полной мере (особенно это касается мужчин), потому что постоянное присутствие мыслей: - "Как меня воспринимает партнер", "Достаточно ли я крут", "Круче ли я ее бывших партнеров" - отрезает нас от наслаждения, перекрывает нам путь к экстазу, ограничивая только оргазмом. И даже здесь нам нужны какие-либо победы, достижения, опять же для удовлетворения собственного самолюбия. Жажда превосходства перед другими даже здесь не покидает нас. И секс (особенно если у нас получается) из области удовольствия переходит в сферу самоутверждения и имеет для личности соревновательное значение.

Если у нас, мужчин, вчера был секс с симпатичной, простой девушкой. С открытым характером, живыми желаниями. Которая увлеклась нами по причине того, что мы не задавались целью затащить ее в постель, а просто наслаждались моментом общения, не ставя перед собой никаких первостепенных задач. Поэтому были открыты, естественны и непосредственны. Сексуальное желание возникло так же естественно и непринужденно. Возникло обоюдно и было очень натурально. И секс был очень живым, гармоничным и свободным. Исчезло время, условности. Реальность растворилась - осталась только гармония и любовь. На утро, не чуя ног от легкости, мы бесцельно брели по алее и наслаждались САМИМ БЫТИЕМ. Все было неописуемо прекрасным, но, через какое то время, мы невольно начали замечать, что вот чего-то во всем этом все-таки не хватало... НЕ БЫЛО ОЩУЩЕНИЯ ПОБЕДЫ. Подружка слишком проста - друзьям не похвастаешь. А гармония..., так ведь ее никому не покажешь, не расскажешь. А вот если у нас накануне был секс с какой-нибудь "Мисс Апрель" - вот тут-то ликованию нет предела. Пусть секс был сухим и не живым, пусть лежала как кукла, но зато сам ФАКТ. Воспоминаний на несколько лет. И в этом случае, у нас нет желания держать эти воспоминания при себе и наслаждаться ими в одиночестве. Нам нужно, чтоб об этом знал весь мир. Мы с готовностью поменяем близость с "ненаглядной певуньей" на секс с "обложкой журнала". Потому как в первом случае для тщеславия нет пищи, во втором же гордыня переполнена до краев. И женское тщеславие здесь ничем не отличается. Секс с "крутым", "властным", "успешным" мужчиной приносит гораздо большее моральное удовлетворение, чем близость с любимым, но простым парнем. Даже если это и не секс был, а дешевое «траханье», желание быть рядом с "дорогим" мужчиной, придает ощущение дороговизны самой себя. Поэтому желание понравиться такому мужчине превышает желание получить удовольствие от самой близости.
И та же самая ревность (о которой речь шла в предыдущей статье) питается отсюда же, из того же источника. Большинство гнусных пороков имеют свое корневое начало именно от тщеславия.

Мы, зачастую, стараемся избегать людей, которые открыто указывают нам на наши недостатки. Нам легче с "дипломатичными особами", которые делают вид, что не замечают или, действительно, не замечают их, вследствие недальновидности. Мужчине очень неуютно с женщиной, которая умнее его (особенно, если она не скрывает этого). Зато с "наивной дурочкой", которая заглядывает ему в рот во время разговора, он будет чувствовать себя "на коне". Хотя, теоретически, с кем он получит больше пользы от общения? Люди, которые не учат нас ничему, и которые не учатся у нас ничему, а просто заискивают перед нами - бесполезные люди. Ничего, кроме потехи для тщеславия, личного самолюбия, гордыни, они нам не дают.
Даже свой внутренний голос мы стараемся затыкать, если он намекает нам на наши пороки и недостатки. И это нежелание принять действительность, в крайних своих проявлениях, заканчивается психушкой - "Я Наполеон, Я Бог, Я Правитель вселенной". Человек полностью замуровывает свое сознание в собственный мираж и не хочет выходить от туда, не по причине того, что мозги не так повернуты (стукнулся головой или еще что), а потому что воля, душа индивидуума полностью порабощены тщеславием, и личность больше не в состоянии мериться с собственным положением, не в силах терпеть эту боль. Тщеславие, в этом случае, будет резать и истязать его до тех пор, пока он не станем властелином вселенной, и выше его не будет никого. Чтобы спастись от этой боли, этих страданий личность заворачивается в кокон иллюзий, созданный собственным сознанием. Это уже крайние отклонения, но именно тщеславие и гордыня являются источником этих психических заболеваний. И начальные стадии всего этого присутствуют в каждом из нас.

Честолюбие, тщеславие заглушают зов сердца, крик души, делая нас рабами "господина престижа" и общественного мнения. Выбор профессии, выбор спутника жизни, даже здесь мы не всегда руководствуемся собственными вкусами и предпочтениями. Власть престижа накладывает свою лапу даже в таких мелочах, как выбор мебели и манере одеваться.
А, самое главное, что своих детей мы стараемся воспитать так, чтобы гордиться ими, чтоб нам не было стыдно за них. Мы стараемся привить им престижные "правильные" взгляды на жизнь, дать им престижное образование. Вместо того, чтобы с детства учить их быть самими собой, самостоятельно принимать решения, слушать свой внутренний голос и защищать свои собственные взгляды.

Кто-то может возразить, что тщеславие (некоторое честолюбие) стимулирует нас к самосовершенствованию, способствует самореализации. Вот здесь я хочу заострить ваше внимание на том, что стремление к совершенствованию - это чисто свойство души. Тщеславию же присуще стремление к самоутверждению. Самореализация и самоутверждение это два абсолютно противоположных понятия. Самосовершенствование - это стремление развить свои таланты, свои способности, внутренние силы. Максимально развить их мы сможем только тогда, когда все наше существо сконцентрировано исключительно на развитии, не отвлекаясь на мысли о том, кому мы будем демонстрировать эти таланты. Самоутверждение, напротив, - постоянные поиски возможности продемонстрировать свое мастерство, постоянная реклама своих талантов. Снова напрашивается возражение: - "Зачем нужны таланты, если их ни кому не демонстрировать", "Зажегши свечу, не ставят ее под кровать". Даже йоги, иногда, демонстрируют свои возможности и достижения. Но, одно дело, когда мы, с помощью своих способностей, пытаемся подсказать что-то людям, открыть им на что-то глаза. И йоги (за исключением некоторых начинающих практикантов) творят чудеса для того, чтобы продемонстрировать безграничные возможности человека, чтобы побуждать нас не останавливаться на достигнутом, стимулируя нас к саморазвитию. Если, с помощью своих талантов, мы пытаемся донести до людей знания, откровения, пробудить в них что-то - это одно. Ежели мы хотим получить от них восхищение, одобрение - это совсем другое. Люди во все времена, вследствие собственной слепоты, искали объекты восхищения. В то время, как любое творение всевышнего восхитительно в своей неповторимости. Нося драгоценную жемчужину внутри самого себя - душу нетленную - мы ищем объект восхищения и подражания во вне, в иллюзорном мире. Желания саморазвития, совершенствования и самоутверждения настолько тесно переплетены в нашем сознании, что на отделение одного от другого могут уйти десятилетия (при условии честных и упорных усилий). Но оно того стоит!!! Освободить свое сознание, мышление, свой ум от гнета и рабства гордыни и тщеславия (это по сути одно и тоже) – это и есть настоящая свобода. Сразу, конечно, не получится, да сразу и не надо. Если рабу, который всю жизнь, с самого рождения, был рабом, снять кандалы и сказать - "Ты свободен!!!" - от растерянности он не будет знать, что делать со своей свободой, он не будет знать куда идти, в какую сторону.

Гонятся за собственным тщеславием как пес за натянутым поводком - разве это не унижение для страждущей души. Разве в этом смысл жизни - доказывание другим, что не хуже, а в чем-то даже лучше их. Успех, свет рампы - разве все это можно менять на бесценное право, подаренное нам всевышним - быть самим собой.





Автор проекта Дмитрий Павлий.    Перепечатка материалов сайта только с письменного согласия автора.